
К числу допустимых отклонений относятся, например, неисправности отдельных элементов системы отопления при благоприятной погоде, незначительные повреждения остекления, не влияющие на обзор с места водителя, или снижение уровня жидкости в стеклоомывателе при отсутствии осадков. Важно, чтобы такие дефекты не создавали угрозу жизни и здоровью, а также не нарушали требований Правил дорожного движения и ГОСТ Р 51709-2001.
Порядок допуска автобуса к рейсу в случае выявления неисправности определяется результатами предрейсового технического осмотра. При этом ответственность за принятие решения о возможности эксплуатации несёт уполномоченное лицо автотранспортного предприятия. Наличие допустимых неисправностей фиксируется в путевом листе, а водителю выдаются соответствующие инструкции по безопасной эксплуатации.
Практика показывает, что соблюдение регламентированных условий допуска позволяет не только минимизировать простои техники, но и избежать административных санкций. Контроль за соответствием технического состояния требованиям осуществляется как внутри предприятия, так и при плановых проверках со стороны надзорных органов.
Перечень допустимых неисправностей согласно Приложению к Правилам дорожного движения

Эксплуатация автобуса разрешена при наличии одиночной трещины на ветровом стекле вне зоны работы стеклоочистителей. Трещина не должна иметь разветвлений и не должна пересекать поле прямой видимости водителя.
Допускается движение при неработающем обогреве салона, если температура наружного воздуха составляет не менее +10 °C. При этом все окна, люки и форточки должны быть открываемыми для естественной вентиляции.
Разрешено использование шин с остаточной глубиной рисунка не менее 2 мм на передней оси и не менее 1 мм на задней. Шины не должны иметь порезов, вздутий, расслоений и оголённого корда.
Автобус может двигаться с неисправным спидометром только без пассажиров, следуя к месту ремонта. Использование на маршруте с пассажирами в этом случае запрещено.
При частичном отказе освещения допускается эксплуатация при исправности ближнего света фар, задних габаритов и стоп-сигналов. Отсутствие освещения салона допускается при дневных рейсах в населённом пункте.
Допустим незначительный люфт рулевого управления, не превышающий 10 градусов.
Допустимые отклонения в работе тормозной системы при межсменном осмотре

При межсменном осмотре автобуса допускается наличие незначительных отклонений в работе тормозной системы, которые не влияют на безопасность движения и подлежат устранению до следующего выпуска транспортного средства на линию.
Запаздывание срабатывания тормозов на одном из контуров пневматического привода не более чем на 0,2 секунды от момента подачи управляющего сигнала считается допустимым, при условии, что полное время срабатывания не превышает нормативного значения.
Шум в пневмолиниях при нажатии на тормозную педаль допускается, если он не сопровождается падением давления в ресиверах ниже 6,0 кгс/см² и не вызывает нестабильности в торможении.
Падение давления воздуха в системе за 15 минут стоянки с полностью заряженными ресиверами не должно превышать 0,5 кгс/см². При значениях в пределах этой нормы автобус может эксплуатироваться до конца смены с последующим устранением утечки.
Увеличенный ход тормозных рычагов возможен, если при этом сохраняется равномерность торможения и эффективность, определяемая в ходе контрольной проверки. Условием допуска является отсутствие явных признаков ослабления креплений или износа тормозных накладок до предельной толщины.
Подтекание тормозной жидкости из соединений трубопроводов в гидравлических системах недопустимо, но следы влаги вокруг соединений без активного подтекания могут быть признаны допустимыми при отсутствии падения уровня жидкости в бачке ниже минимальной отметки.
Наличие незначительного скрипа или вибраций при торможении не считается основанием для снятия автобуса с эксплуатации, если технические параметры системы соответствуют нормативам, и водитель не фиксирует ухудшения реакции тормозов в движении.
Любое отклонение, выходящее за указанные пределы или проявляющееся систематически, требует немедленного устранения до выпуска автобуса на маршрут в следующую смену.
Условия эксплуатации при повреждениях кузова и остекления

Эксплуатация запрещается, если деформация кузова привела к смещению дверей, невозможности их полного закрытия или нарушению геометрии проемов, затрудняющих эвакуацию. Также не допускается наличие повреждений, препятствующих нормальной работе стеклоочистителей или ухудшающих обзор с места водителя.
Остекление кабины и салона должно обеспечивать достаточный обзор и защиту от внешних воздействий. При наличии трещин на лобовом стекле автобус может эксплуатироваться только в случае, если трещина расположена вне зоны действия стеклоочистителей и не попадает в прямую зону обзора водителя. Трещины, проходящие через более одной зоны обзора или создающие блики, недопустимы.
Боковые и задние стекла могут иметь трещины, если они не острые, не крошатся и не представляют опасности для пассажиров. Однако разбитое стекло с острыми краями или выпадением осколков категорически исключает возможность эксплуатации.
При наличии пленки или затеняющих элементов на остеклении должно быть обеспечено соответствие требованиям ГОСТ по светопропусканию: не менее 75% для лобового стекла и не менее 70% – для передних боковых.
Деформации, нарушающие герметичность дверей, окон или люков, подлежат немедленному устранению. При запотевании стекол, вызванном нарушением герметичности или неработающей вентиляцией, эксплуатация допустима лишь при наличии исправной системы обдува стекол.
Требования к световым приборам при неработающих элементах

При эксплуатации автобуса с неисправными световыми приборами необходимо соблюдать определённые требования, чтобы не создать угрозу безопасности дорожного движения.
Если один или несколько элементов светового прибора не работают, необходимо предпринять следующие меры:
- В случае выхода из строя одного элемента габаритного огня (например, лампы), допускается продолжение эксплуатации автобуса при условии, что имеется работающий аналогичный прибор с другой стороны.
- При неисправности одного из дальних или ближних огней, если это не создаёт угрозу для других участников движения, автобус может продолжить эксплуатацию, но с обязательной установкой временного сигнала, например, аварийных огней.
- Если неисправен светоотражающий элемент, необходимо немедленно его заменить, так как его отсутствие может привести к нарушению видимости автобуса в темное время суток или при плохих погодных условиях.
- При неисправности задних огней или указателей поворота автобус не должен быть допущен к эксплуатации, поскольку это существенно нарушает безопасность при маневрировании и движении в тёмное время суток.
В случае, если один из элементов не работает, но возможна его замена или временное исправление, необходимо использовать аварийные огни или другие средства, повышающие видимость. Важно, чтобы на автобусе в любом случае был хотя бы один работающий световой прибор, способствующий безопасности движения.
Для временных мер допускается использование аккумуляторных фонарей или временных ламп, установленных в местах, где они не будут мешать водителю или нарушать видимость других участников движения.
Кроме того, при неисправности одного элемента светового прибора следует немедленно сообщить об этом в техническую службу для проведения ремонта или замены неисправного устройства в кратчайшие сроки.
Разрешённые неисправности шин и колёс в пределах допустимого износа

Шины автобуса должны иметь остаточную глубину протектора не менее 1 мм на всей его поверхности. Это обязательное условие для безопасной эксплуатации транспортного средства в условиях дождя и снегопада. В случае износа протектора ниже этой величины эксплуатация автобуса запрещена.
Допустимым износом является уменьшение глубины протектора в пределах 1-2 мм на отдельных участках, если остальные части шины соответствуют нормам. Это касается ситуаций, когда износ равномерный и не достигает критической отметки. В случае неравномерного износа или повреждения боковин шины, эксплуатация разрешена только при отсутствии видимых повреждений и при условии, что давление в шинах поддерживается в допустимых пределах.
Не допускается использование шин с видимыми повреждениями, такими как порезы, проколы или трещины, которые могут привести к потерям давления или нарушению герметичности. Колёса с нарушенной геометрией или вмятинами также считаются непригодными для эксплуатации.
Для колёс допускается незначительное повреждение обода, при условии, что оно не влияет на безопасность крепления шины. Однако при любых повреждениях, угрожающих целостности или способности колеса выполнять свои функции, транспортное средство должно быть немедленно поставлено на ремонт.
Контроль за состоянием шин и колёс должен проводиться регулярно, с особым вниманием к уровню износа протектора и наличию повреждений, которые могут повлиять на безопасность в пути.
Порядок допуска автобуса на линию при наличии выявленных отклонений

При наличии отклонений, выявленных в процессе технического осмотра автобуса, допускается его эксплуатация при соблюдении ряда условий. Отклонения могут быть несущественными и не угрожать безопасности движения, но их наличие требует внимательной проверки и документации.
Перед допуском автобуса на линию необходимо провести следующие процедуры:
1. Определение типа отклонений: небольшие неисправности, не влияющие на безопасность движения, могут быть допущены с ограничениями. К ним относятся незначительные повреждения кузова, неисправности световых приборов или системы кондиционирования.
2. Проведение локальной проверки неисправности: при выявлении отклонений от нормы, необходимо провести диагностику с использованием стандартных методов (например, проверка тормозной системы, системы управления и освещения). Состояние шин, давления в них, а также уровень жидкости в системе тормозов – всё должно быть в пределах допустимых норм.
3. Разрешение на эксплуатацию с ограничениями: если неисправности не влияют на безопасность, автобус может быть допущен на линию, но с определёнными ограничениями. Например, автобус не может выходить на маршруты с высокой плотностью движения или быть использован в ночное время.
4. Выдача разрешения: на основании заключения технического специалиста о степени неисправности и возможных рисках, оформляется акт допускания автобуса. Это решение принимается только после получения подтверждения о том, что неисправность не представляет угрозы для пассажиров и других участников дорожного движения.
5. Контроль в процессе эксплуатации: автобус, допущенный с ограничениями, должен регулярно проверяться в процессе работы. Особенно важно проведение дополнительного осмотра после завершения каждого рабочего дня, если неисправность требует оперативного вмешательства или ремонта.
6. Применение штрафных санкций: в случае эксплуатации автобуса с серьёзными отклонениями, не соответствующими допустимым нормам, могут быть применены санкции, включая штрафы для водителя или предприятия. Устранение неисправностей должно быть выполнено в кратчайшие сроки.
7. Завершение эксплуатации: в случае обнаружения неисправности, представляющей серьёзную угрозу для безопасности (например, нарушение работы тормозной системы, отказ в двигателе), автобус немедленно изымается с маршрута и отправляется на ремонт.
Вопрос-ответ:
Можно ли эксплуатировать автобус с неработающими фарами?
Если в автобусе не работают фары, эксплуатация на линии запрещена. Даже если только один элемент освещения не функционирует, это может привести к опасности для пассажиров и водителя, особенно в тёмное время суток или в условиях плохой видимости. В случае неисправности фары должны быть незамедлительно отремонтированы или заменены.
Какие неисправности тормозной системы допускаются при осмотре автобуса?
Некоторые незначительные неисправности тормозной системы могут быть допущены в случае межсменного осмотра, но это зависит от их степени. Например, незначительное снижение эффективности тормозов может быть признано допустимым, если в момент осмотра тормозной путь ещё остаётся в пределах нормы, и система работает стабильно. Однако если обнаружены утечки жидкости или значительная потеря давления, автобус подлежит немедленной остановке для ремонта.
Могу ли я отправить автобус на линию, если у него повреждён кузов?
Повреждения кузова автобуса могут быть допущены при условии, что они не угрожают безопасности пассажиров или водителя. Например, небольшие вмятины или царапины, не влияющие на прочность кузова или не препятствующие нормальной работе дверей, могут не стать причиной для отказа в эксплуатации. Однако если повреждение влияет на структуру безопасности или на герметичность кузова (например, трещины в зоне крепления дверей), автобус не должен выходить на линию.
Какие допустимые неисправности шин позволяют продолжать эксплуатацию автобуса?
Допустимый износ шин автобуса регулируется конкретными нормами. Обычно это касается глубины протектора и общего состояния шин. Если износ не превышает допустимых стандартов и шины не имеют крупных повреждений (порезов, пробоин), то автобус может продолжать эксплуатацию. Однако при недостаточной глубине протектора или видимых повреждениях шин автобус должен быть немедленно снят с линии для замены или ремонта.
Можно ли отправить автобус на линию с неисправными стеклоочистителями?
Неисправные стеклоочистители могут быть причиной отказа в эксплуатации автобуса. В условиях плохой видимости, дождя или снега они критически важны для безопасности. Если стеклоочистители не работают должным образом, особенно при слабом напоре воды или отсутствии движений, автобус не должен выезжать на линию. В таком случае следует произвести замену щёток или ремонт системы до начала эксплуатации.
Какие неисправности автобуса допускают его эксплуатацию на линии?
При эксплуатации автобуса допускаются определенные неисправности, которые не влияют на безопасность пассажиров и водителя. Например, при небольших повреждениях кузова, если они не угрожают целостности конструкции или не создают угрозу для пассажиров. Важно, чтобы такая неисправность была зафиксирована при осмотре, и автобус проходил контроль на предмет его исправности. Также допускаются неисправности в электрооборудовании, если они не мешают функционированию основных систем, таких как освещение или работа тормозной системы. Однако, если повреждения затрагивают безопасность, например, неисправность тормозной системы или дефекты шин, эксплуатация автобуса на линии невозможна. В каждом случае важно учитывать характер неисправности и проводить осмотр для получения заключения специалистов.
