На какие транспортные средства распространяются сигналы такого светофора

На какие транспортные средства распространяются сигналы такого светофора

Сигналы светофора, размещённого на участке дороги, не всегда касаются всех участников движения. В некоторых случаях светофор обслуживает исключительно определённые категории транспортных средств – например, маршрутные автобусы, трамваи или велосипеды. Игнорирование этого может привести к нарушению правил и штрафу, даже если водитель действовал по логике общего потока.

Наиболее распространённым примером является светофор с бело-лунными сигналами в виде стрелок. Он предназначен исключительно для трамваев и может работать независимо от основного светофора на перекрёстке. При этом автомобили не должны ориентироваться на его сигналы. Ещё один вид – светофор с белыми круглыми секциями, расположенный на выделенной полосе для маршрутного транспорта. Его сигналы относятся только к автобусам, движущимся по данной полосе.

Отдельные светофоры могут обслуживать пешеходные переходы, велосипедистов или транспорт, движущийся по направлению стрелы на дополнительной секции. Их сигналы не распространяются на другие виды транспорта. Также важно учитывать дорожные знаки, размещённые рядом со светофором, поскольку они уточняют круг адресатов сигнала. Например, знак «Полоса для маршрутных транспортных средств» в сочетании со светофором с белыми огнями делает сигналы обязательными исключительно для общественного транспорта.

Перед тем как ориентироваться на сигналы светофора, водитель должен определить, к какой категории относится данный светофор, и сопоставить это со своим видом транспорта. Это особенно актуально в крупных городах, где функционируют сложные схемы организации движения с применением отдельных светофорных фаз для разных участников. Ошибочное толкование сигналов может привести к созданию аварийной ситуации и административной ответственности.

Как определить тип светофора по его внешнему виду и расположению

Как определить тип светофора по его внешнему виду и расположению

Тип светофора можно точно определить по нескольким внешним признакам и месту его установки. Прежде всего, необходимо обратить внимание на количество и форму секций. Например, светофор для маршрутных транспортных средств имеет четыре секции, расположенные в форме буквы «Т», и вместо круглых сигналов используется бело-лунный цвет. Обычные транспортные светофоры состоят из трёх круглых секций с красным, жёлтым и зелёным светом, расположенных вертикально или горизонтально.

Светофоры для велосипедистов отличаются меньшим размером корпуса, наличием пиктограммы велосипеда и устанавливаются на пониженном уровне – на высоте около 1–1,5 м. Если светофор предназначен исключительно для пешеходов, он содержит символы в виде силуэтов человека и располагается на уровне глаз, как правило, на специальных стойках рядом с пешеходными переходами.

Следующий ориентир – место установки. Светофоры, предназначенные для водителей трамваев, чаще всего располагаются отдельно от автомобильных, ближе к трамвайным путям, и могут содержать сигналы в виде белых полос, указывающих направление движения. Светофоры для автомобилей устанавливаются вблизи края проезжей части и ориентированы на водителей с учётом ширины перекрёстка.

Если светофор установлен над полосой реверсивного движения, он представляет собой специальную конструкцию с красным крестом и зелёной стрелкой вниз. Такие сигналы применяются для организации реверса и действуют исключительно на ту полосу, над которой размещены.

Для точного определения назначения светофора необходимо сопоставлять его внешний вид, используемые символы, цвет сигнала и место расположения относительно проезжей части, тротуара, велодорожки или путей общественного транспорта.

Для каких транспортных средств предназначен светофор с бело-лунными сигналами

Для каких транспортных средств предназначен светофор с бело-лунными сигналами

Светофоры с бело-лунными сигналами устанавливаются исключительно для трамвайного движения. Они не предназначены для регулирования маршрутов иных видов транспорта, включая автобусы, троллейбусы и автомобили. Игнорировать их сигналы вправе только участники дорожного движения, не управляющие трамваем.

Указанный тип светофора имеет узкую направленность и используется на участках, где движение трамваев пересекается с автомобильным или пешеходным потоком. Он может быть расположен как отдельно от основного светофора, так и совместно с ним, но сигналы адресованы только водителям трамваев.

Светофор с бело-лунными огнями имеет строго определённые формы сигнала. Вертикальная полоса разрешает движение прямо, косая полоса вправо или влево разрешает поворот в соответствующем направлении, круг обозначает запрет движения. Каждый из этих сигналов воспринимается как команда для водителя трамвая, аналогично значениям сигналов стандартного светофора для автомобилей.

Установка подобных светофоров регламентируется ГОСТ Р 52289-2019, где их обозначение зафиксировано как «Светофоры для трамваев». Учитывая их специальное назначение, движение иных транспортных средств при включении бело-лунного сигнала считается нарушением.

Когда сигналы светофора распространяются на маршрутные транспортные средства

Когда сигналы светофора распространяются на маршрутные транспортные средства

Сигналы обычных транспортных светофоров распространяются на маршрутные транспортные средства (автобусы, троллейбусы, маршрутные такси) в тех случаях, когда нет отдельных указаний или специальных светофоров, предназначенных именно для них. Если на перекрёстке установлен дополнительный светофор с силуэтом автобуса или с бело-лунными сигналами, именно он определяет порядок движения маршрутного транспорта.

В отсутствие специального светофора маршрутные средства обязаны следовать сигналам общего светофора наравне с остальными участниками движения. Это правило действует как на регулируемых перекрёстках, так и при выезде с остановок, если нет преимущества, предоставленного иными знаками или разметкой.

Сигналы реверсивных светофоров на маршрутные транспортные средства распространяются только в том случае, если они движутся по полосе, обозначенной соответствующим знаком как реверсивная. В остальных случаях такие сигналы для них не применяются.

Если полоса для маршрутных транспортных средств отделена сплошной линией разметки или выделена бордюром, то сигналы светофоров, регулирующих общую проезжую часть, не распространяются на маршрутные ТС, движущиеся по такой выделенной полосе. В этом случае маршрутное средство следует своим собственным правилам движения, определяемым отдельными сигналами и знаками.

На регулируемых пешеходных переходах сигналы светофора также действуют на маршрутные транспортные средства, если переход пересекает путь их движения. Проезд при запрещающем сигнале недопустим даже для маршрутного транспорта, за исключением случаев, когда имеется прямое разрешение, например, в виде знака «кроме маршрутных ТС» или отдельного сигнального устройства.

Особенности действия секционного светофора с дополнительной стрелкой

Особенности действия секционного светофора с дополнительной стрелкой

Секционный светофор с дополнительной стрелкой устанавливается совместно с основным сигналом и управляет движением в конкретном направлении. Его сигналы действуют только при включённой стрелке и не распространяются на остальные транспортные потоки.

Такие секции чаще всего применяются на перекрёстках с интенсивным движением, где требуется разграничить траектории движения. Стрелка может быть направлена вправо, влево или прямо и загорается одновременно с основным зелёным или с задержкой.

  • Если стрелка горит зелёным, движение разрешено только в указанном направлении, даже если основной сигнал красный или жёлтый.
  • Если стрелка не горит – движение в этом направлении запрещено, даже если основной сигнал зелёный.
  • Если стрелка мигает – это указывает на скорое выключение разрешающего сигнала, и водитель обязан завершить манёвр или остановиться.

Секционные стрелки обязательны для исполнения всеми водителями, включая водителей маршрутных транспортных средств, если только для них не предусмотрен отдельный светофор с бело-лунными сигналами.

Особое внимание следует уделять расположению стрелки:

  1. Стрелка в составе круглого сигнала – это часть основного светофора, её требования обязательны одновременно с его цветом.
  2. Стрелка в отдельной секции – действует независимо и приоритетна по отношению к основному сигналу при включении.

Игнорирование сигналов дополнительной стрелки квалифицируется как нарушение требований дорожной разметки и может повлечь административную ответственность.

Применение светофоров для регулирования велосипедного движения

Применение светофоров для регулирования велосипедного движения

Велосипедные светофоры устанавливаются на участках с обособленной велоинфраструктурой: выделенные полосы, велодорожки, перекрёстки с повышенной конфликтностью потоков. Их сигналы предназначены исключительно для велосипедистов и имеют отличительные элементы – миниатюрные силуэты велосипеда внутри сигнальных огней или специальные пиктограммы рядом с секциями.

Цветовая схема соответствует стандартным сигналам: красный – остановка, жёлтый – подготовка к смене сигнала, зелёный – разрешение движения. Однако последовательность переключения может отличаться – например, может отсутствовать промежуточный жёлтый при смене с зелёного на красный. Это делается для ускорения цикла на нерегулируемых пешеходных переходах, где велосипедисты движутся параллельно пешеходному потоку.

В местах с плотным движением и пересечением с автомобильными полосами часто применяются отдельные фазы светофорного регулирования для велосипедистов. Например, велофаза запускается раньше, чем движение автотранспорта, чтобы обеспечить безопасный выезд на перекрёсток. Такой подход особенно актуален при правоповоротных конфликтах.

На веломаршрутах вне проезжей части светофоры могут синхронизироваться по «зелёной волне» для поддержания равномерного скоростного режима. При этом цикл подбирается с учётом средней скорости движения велосипедиста – около 15–20 км/ч.

Пренебрежение сигналами велосипедного светофора квалифицируется как нарушение ПДД. Велосипедист обязан следовать указаниям своего светофора, даже если сигналы для автомобилистов показывают иное. В случае отсутствия специального велосипедного сигнала ориентироваться следует на общие сигналы, если нет знаков, ограничивающих проезд.

Случаи, когда водитель может не подчиняться сигналу светофора

Случаи, когда водитель может не подчиняться сигналу светофора

Регулировщик имеет приоритет перед светофором. Если его сигналы противоречат сигналам светофора, водитель обязан выполнять указания регулировщика независимо от текущего цвета сигнала.

Уступка спецтранспорту. При приближении автомобиля с включёнными проблесковыми маячками синего цвета и (или) специальным звуковым сигналом, водитель обязан уступить дорогу, даже если светофор разрешает движение.

Движение по указанию дорожного знака возможно в случае, когда установлен знак «Главная дорога», а работающий светофор регулирует второстепенное направление. В таком случае водитель на главной может двигаться, если нет других ограничений, даже при запрещающем сигнале.

Отказ светофора. При неработающем светофоре, когда все его секции не подают сигналы, движение осуществляется в соответствии с приоритетами, установленными дорожными знаками, либо по правилам проезда нерегулируемых перекрёстков.

Инспектор ДПС может дать устное или жестовое указание, противоречащее сигналу светофора. Такое указание подлежит обязательному исполнению, если оно подано в рамках полномочий сотрудника полиции.

Поворот под стрелку на дополнительной секции допускается при красном основном сигнале, если зелёная стрелка на дополнительной секции горит. Однако в этом случае водитель обязан уступить дорогу участникам движения, движущимся на разрешающий сигнал.

Игнорирование сигнала светофора также допускается при следовании в составе колонны военных транспортных средств с включёнными проблесковыми маячками, если это предусмотрено регламентом их передвижения.

Вопрос-ответ:

Как определить, на какие транспортные средства распространяется сигнал конкретного светофора?

Ориентироваться нужно на форму, цвет и расположение сигнальных секций. Например, светофор с круглыми секциями, установленный над проезжей частью, регулирует движение всех автомобилей. Если сигналы выполнены в виде силуэта пешехода, то они касаются только пешеходов. Бело-лунные сигналы в виде горизонтальных или наклонных полос предназначены исключительно для трамваев. Велосипедные светофоры содержат пиктограмму велосипеда, а сигналы для маршрутных транспортных средств отображаются вертикальными белыми полосами.

Можно ли водителю легкового автомобиля ехать по сигналу светофора с бело-лунными огнями?

Нет, такой светофор не предназначен для легковых автомобилей. Бело-лунные сигналы регулируют движение трамваев. Если водитель легкового автомобиля последует за этим сигналом, он нарушит правила дорожного движения. Для него действуют обычные круглые сигналы красного, жёлтого и зелёного цвета.

Чем отличается действие секционного светофора с дополнительной стрелкой от основного?

Секционный светофор с дополнительной стрелкой работает только совместно с основным сигналом. Он позволяет движение в указанном направлении при включении зелёной стрелки, даже если основной сигнал не горит зелёным. Например, если основной красный, но стрелка направо горит, можно поворачивать направо, уступив другим участникам движения. Без горящей стрелки поворот будет запрещён.

Сигналы каких светофоров должен соблюдать водитель автобуса на маршруте?

Если автобус двигается по установленному маршруту с посадкой и высадкой пассажиров, он должен ориентироваться на сигналы светофора для маршрутных транспортных средств — вертикальные белые полосы на чёрном фоне. Однако при отсутствии специального сигнала водитель обязан соблюдать обычный светофор, как и прочие участники движения.

Ссылка на основную публикацию