
В 2023 году оформление тюнинга в России по-прежнему требует точного соблюдения административных процедур. Без официального согласования конструктивных изменений владелец автомобиля рискует получить штраф до 500 рублей (ч.1 ст.12.5 КоАП РФ), а при повторных нарушениях – вплоть до снятия с регистрации. Кроме того, машина с несогласованным тюнингом не сможет пройти техосмотр и оформиться на нового владельца.

Перед внесением изменений требуется получить заключение предварительной технической экспертизы, которую проводят аккредитованные лаборатории. Перечень таких организаций публикуется на сайте Росаккредитации. После установки нового оборудования необходимо пройти повторную экспертизу и техосмотр. Все документы подаются в отделение ГИБДД по месту регистрации автомобиля.

Не подлежат согласованию изменения, не влияющие на безопасность движения: оклейка кузова плёнкой, замена штатной аудиосистемы, установка парктроников или сигнализации. Но замена рулевого колеса, установка нестандартных тормозов, лифт подвески, замена двигателя или вмешательство в тормозную систему требуют обязательной регистрации.

Для успешного узаконивания тюнинга важно заранее убедиться, что все комплектующие имеют сертификаты соответствия, а изменения не противоречат техническому регламенту ТР ТС 018/2011. Несоответствие может привести к отказу в регистрации даже при наличии всех документов.

Вопрос-ответ:
Можно ли легализовать установку нештатного обвеса на автомобиль?
Да, но с ограничениями. Если обвес изменяет конструкцию автомобиля — например, меняет аэродинамические характеристики, габариты или закрывает элементы освещения, — потребуется заключение предварительной технической экспертизы и разрешение от ГИБДД. После установки нужно пройти проверку безопасности в аккредитованной лаборатории, получить протокол, а затем внести изменения в регистрационные данные.
Как легализовать замену двигателя на более мощный?
Сначала необходимо убедиться, что двигатель имеет заводскую совместимость с данной моделью. Затем подаётся заявление в ГИБДД на внесение изменений в конструкцию. Обязателен технический расчёт соответствия требованиям безопасности. После одобрения можно произвести замену, пройти испытания в лаборатории и обновить ПТС. При этом двигатель должен быть не «распилен» и с документами, подтверждающими его происхождение.
Нужно ли оформлять переоборудование, если я просто заменил фары на аналогичные светодиодные?
Если фары не отличаются по конструкции от оригинальных, имеют такую же форму, тип крепления и соответствуют нормативам по световому пучку, то отдельного оформления не требуется. Но если фары имеют иную оптику, мощность или предназначены для другой модели — это считается изменением конструкции и подлежит регистрации.
Что будет, если установить тюнинг без официального согласования?
Автомобиль могут снять с регистрации при техническом осмотре, остановке инспектором или попытке переоформления. Также накладывается штраф по ч. 1 ст. 12.5 КоАП РФ. Повторное нарушение может повлечь снятие госномеров. Вернуть автомобиль в эксплуатацию можно будет только после демонтажа изменений либо прохождения всей процедуры узаконивания.
Сколько стоит узаконить внесённые изменения в конструкцию?
Стоимость зависит от вида изменений. Например, заключение предварительной технической экспертизы — от 5 000 до 15 000 рублей. Испытания в лаборатории — от 10 000 до 30 000 рублей. Также могут потребоваться расходы на переоборудование, госпошлина за внесение изменений в ПТС (350 рублей) и возможная плата за услуги сертифицированных центров. Общая сумма может достигать 50–100 тысяч рублей при серьёзных изменениях.
